8 липня 2013

Сергей Бычков. Финансовая пирамида Натальи Панько.

Любая финансовая пирамида должна покоиться на прочном фундаменте. Иначе она обречена на быстрое обрушение. Громкий коррупционный скандал, который сотрясает сегодня Украину и особенно УПЦ МП, затронувший самые высокие слои правящей элиты, начался не сегодня. Первые камни в основание пирамиды были заложены в 2008 году. Положила их супруга первого заместителя управделами президента Украины Наталья Панько. Ее муж, Алексей, был одним из столпов новой власти. Он сохранил и приумножил свое влияние при всех четырех президентах. Как же было не доверять его жене, богомольной Наталье, которая, как казалось, редко покидала стены Киевского Покровского монастыря...

***

Николаевский соборКиево-Покровского женского монастыря до сих пор остается самым величественным храмом Киева. Покровский монастырь основала в 1889 году великая княгиня Александра Петровна, жена брата царя Александра II. Она тайно приняла монашество под именем Анастасия и навсегда осталась в обители (недавно она была прославлена как преподобная Анастасия Киевская). При монастыре в нескольких зданиях была создана бесплатная больница, где монахини вместе с квалифицированными врачами оказывали помощь тысячам больных. Эскизный чертеж будущего храма подготовил сын основательницы обители - великий князь Петр Николаевич. Отсутствие специального образования не позволяло ему руководить строительством. Эта обязанность была возложена на известного киевского зодчего - академика архитектуры Владимира Николаева (он строил первые здания монастырского комплекса). В конце августа 1896 года состоялась торжественная закладка храма. Присутствовали царь Николай II и царица Александра Федоровна, находившиеся тогда в Киеве. Самодержец лично положил первый кирпич в фундаменте будущего собора.

Храм было решено выстроить в честь святителя Николая Мирликийского. Он считался небесным покровителем императора и покойного мужа княгини-основательницы. К строительству храма Владимир Николаев приобщил молодого коллегу Александра Вербицкого (впоследствии проявил себя как выдающийся зодчий и педагог, строитель Киевского железнодорожного вокзала). Из государственного бюджета православной империи на строительство огромного храма не было выделено ни копейки. Все делалось на благотворительные средства. Великая княгиня Александра Петровна не жалела собственных денег, ежемесячно ассигнуя по 3 тысячи рублей (в то время довольно значительная сумма).

В 1900 году земной путь праведной основательницы монастыря неожиданно прервался. Это событие осложнило строительство. Монастырь обратился за помощью к благотворителям. Весомый вклад в строительство собора сделал знаменитый киевский филантроп Николай Терещенко. В течение двух лет он пожертвовал более 50 тысяч рублей. Отдельный вклад внесли настоятельницы монастыря Калисфения и Мелитина - всего около 9 тысяч. Сам монастырь выделил из собственных средств более 70 тысяч. В мае 1911 года новый собор был освящен - хотя его внутренние стены все еще ждали росписи. Размеры собора были впечатляющие: длина - более 53 метров, ширина - более 38 метров, высота вместе с крестом - около 60 метров. Он вмещал 2 500 верующих. В 1922 году монастырь был закрыт. Собор временно использовался как приходской храм, наконец, в 1930-е годы здание было передано под типографию и книгохранилище Украинской Академии наук.

Но во время войны в обители возродилась религиозная жизнь. Она не прервалась и после освобождения города. В 1949 году был вновь освящен главный престол собора. В 1981 году собор пострадал от пожара, случившегося из-за удара молнии. После этого прошли восстановительные работы. На протяжении 1980-х годов мастера-иконописцы из Почаевской лавры совершили внутреннюю стенопись верхнего храма. Но изуродованный облик собора без куполов выглядел печально. Специалисты-реставраторы во главе с Юрием Лосицким разработали проект восстановления, и на протяжении 2005-08 годов все 15 куполов были возрождены.

Именно этот величественный монастырь избрала для своих афер Наталья Панько. Она вошла в доверие к ныне покойной игуменье Маргарите. Это было нетрудно сделать – Наталья появлялась в монастыре не одна, а обычно с крупными жертвователями, которым необходима была помощь в решении вполне светских проблем. Эти проблемы разрешал супруг Натальи – всесильный Алексей Панько, в ведении которого находилось и капитальное строительство в Киеве и выделение земель в городе. Матушка Маргарита представила Наталью предстоятелю Украинской Церкви Московского патриархата митрополиту Владимиру (Сабодану).

После ее смерти игуменьей стала матушка Калисфения, которая хорошо знала Наталью и полностью доверяла ей. А как не доверять, когда Панько брала на себя все хлопоты по устроению юбилеев предстоятеля, митрополита Владимира, на которые обычно съезжались высокие сановные гости? Кто лучше Натальи знал – кого надо пригласить, как усадить, чем попотчевать? А когда возникали финансовые проблемы и монахиням надо было посетить Святую Землю или съездить на лечение в Германию, Наталья запросто находила спонсоров, которые охотно жертвовали крупные суммы. Так что в Покровском монастыре Наталья Панько стала кем-то вроде казначеи.

Причем такой статус она получила не только в женском монастыре. Накануне торжеств она приезжала и в Киево-Печерскую лавру, и в Святогорскую лавру под Донецком, и в Почаевскую лавру. Причем не столько с духовными целями. Она беззастенчиво выгребала все деньги, которые поступали в монастыри от паломников. И никто ей не перечил. Епископы - тоже люди. И у них есть свои проблемы. И, естественно, друзья и родственники. Они знали, что Наталья и ее всесильный супруг всегда готовы, конечно, не безвозмездно, но все же придти на помощь.

Так продолжалось вплоть до января нынешнего года. Наталье показалось, что пирамида уже выстроена и наступил момент, когда надо собирать крупные дивиденды. Развернулась афера с автомобилями "Лексус". Наталья обещала своим клиентам - богатым людям - новенькие "Лексусы" с 30-процентной скидкой. Деньги она брала, но автомобили не поставляла. Таким образом она собрала 160 млн гривен. Среди ее клиентуры были депутаты, высокие должностные лица и даже митрополиты. Чтобы создать видимость честной игры, Панько брала в банках крупные суммы – 1-2 млн. гривен. Некоторые счастливцы даже получили подешевке "Лексусы" и щеголяли ими, привлекая новых клиентов. Панько, благодаря репутации мужа, продолжала брать крупные кредиты в различных банках. Поручителем выступал либо ее высокопоставленный супруг (он тогда работал в Госуправлении делами), либо бизнесмены и чиновники, закладывавшие земельные участки и недвижимость. Алексей Панько при экс-мэре Косаковском вдобавок возглавлял и Киевзем. И обладал серьезными связями в руководстве города.

В феврале этого года все оборвалось. Панько стала недоступной. Она не брала телефон. Исчезла из города. Ее клиенты обратились к игуменье Калисфении, поскольку все сделки совершались на территории монастыря. Начали гулять слухи, что Калисфения была в сговоре с Натальей и даже, что все деньги хранятся у нее. От просьб ВИП-клиенты перешли к угрозам. Матушка направилась к архиепископу Александру (Драбинко), секретарю предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира. Тот встревожился, доложил обо всем митрополиту, который посоветовал матушке немедленно обратиться с заявлением в силовые структуры. Более того, сам владыка Александр, пострадавший от афер Панько, обратился с заявлением в Генеральную прокуратуру и милицию.

И тут начали происходить странные вещи. Появились слухи, что владыка Александр якобы тоже был в доле с Натальей и матушкой Калисфенией. Начали угрожать и ему. Силовики вынуждены были приставить к нему охрану. Но вплоть до середины июня он продолжал исполнять свои обязанности. Обманутые клиенты тем временем начали также обращаться с заявлениями в силовые структуры. С ними в высоких кабинетах проводились душеспасительные беседы. Они сводились к следующему: "Откуда у вас такие деньги, которые вы передавали Наталье Панько? Выбирайте – или вы забираете заявления или же вами займутся налоговые органы". Почти все вынуждены были забрать свои заявления.

Наталья тем временем попала в психиатрическую клинику, а оттуда вскоре исчезла. Никто не знает – где она, жива ли или ее надо поминать как убиенную? Президент Украины вынужден был 1 марта уволить всесильного Алексея Панько с должности первого заместителя управделами. Сейчас он преподает на кафедре информационных технологий в Киевском университете строительства и архитектуры. Наиболее смышленые из обманутых кинулись к нему – наверное, деньги у него. Но тот предъявил давнее свидетельство о разводе, согласно которому при разделе имущества бывшей жене Наталье достался стол и колченогий стул. Тогда обманутые вновь начали штурмовать матушку Калисфению, которая 13 июня отправилась на прием к секретарю митрополита Владимира и вдруг таинственно исчезла. Калисфения и ее помощница Екатерина отсутствовали в Покровском монастыре около трех суток, потом пришли сами в монастырь. В СМИ появилась информация, что монахинь держали в подвале за городом, били и требовали деньги, а затем вывезли на проселочную дорогу и бросили. Женщины, якобы, пешком дошли до Киева. Но об отсутствии у них каких-либо повреждений на второй же день заявила представитель прокуратуры во дворе Печерского суда Киева.

Следствие довольно быстро установило, что монахини не покидали территории Киево-Печерской лавры. Розыскная собака взяла сразу же след от Митрополичьего корпуса к наземной галерее перехода от одних пещер к другим. А около ближних пещер находится административный дом наместника. Скорее всего, их приютил наместник лавры - могущественный митрополит Павел (Лебедь).

Следователи не обнаружили у монахинь никаких следов пыток или побоев. Милиция 18 июня задержала еще одного пострадавшего от афер Панько - Сергея Бута, брата бывшего народного депутата Юрия Бута. Его задержали по подозрению в похищении двух монахинь. Бут вдобавок был другом архиепископа Александра. На днях апелляционный суд Киева оставил в силе решение Печерского районного суда об аресте Сергея Бута, подозреваемого в покушении на убийство монахинь. Хотя исполнители похищения (если таковое имело место) не найдены и даже не установлено место временного содержания монахинь, пострадал после этого случая архиепископ Александр (Драбинко). Он остается в ранге потерпевшего и свидетеля, но приставленная к нему охрана прячет его на конспиративных квартирах.

На праздник Троицы Александра привезли в Феофанию, резиденцию митрополита Владимира, но уже после богослужения. Его душевное состояние, по свидетельству очевидцев, вызывает опасения. Скорее всего, он кем-то умело дезориентирован. Видимо, сказывается тотальная изоляция и определенные внушения со стороны тех лиц, которые так неохотно и долго расследуют уголовное дело об афере Панько. Странно, что у него до сих пор нет адвоката. Сам он человек далекий от юридических и процессуальных тонкостей.

История банальная. Забавно и то, что в прессу поступает стабильный вброс дезинформации. Что уже привело к полной неразберихе и путанице в умах. Последнее время самый серьезный удар направлен на предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) и его секретаря. Печально то, что тесное сращение Церкви и государства и в этот раз больно ударило по авторитету Церкви. Для многих обманутых Наталья Панько, митрополит Павел, игуменья Калисфения и архиепископ Александр – равноправные строители жульнической пирамиды. Никто и никогда не разъяснит им, что за спинами церковных людей прятались жулики, покрываемые светской властью.

Пострадавшие тем временем утверждают, что разыскиваемую милицией Наталью Панько несколько раз видели в Киеве за рулем дорогих авто. Видимо, скоро мы услышим о новой финансовой пирамиде.

За матеріалами

 
 

Рекомендуємо відвідати