Архиепископ ЕВСТРАТИЙ (Зоря): «Слава Богу, не все в этом мире зависит от воли Московского патриархата»
"Портал-Credo.Ru": В прессе появилась информация о визите в Стамбул профессора Академии управления персоналом Украины Владимира Якименко. В своем интервью газете "Украина молодая" он заявил, что во время его визита в Стамбул Константинопольский Патриарх высказался очень позитивно о создании в Украине независимой поместной Церкви. Как Вы это прокомментируете?
Архиепископ Евстратий: Из нашего опыта двадцатилетнего общения с Константинопольским патриархатом, наших визитов и встреч, мы знаем, что принципиальная позиция Константинопольского Патриарха состоит в том, что Украина имеет право на свою поместную Церковь, и также в том, что Украина является канонической территорией Константинопольского патриархата, который является матерью-Церковью для Украинской Церкви. И, соответственно, право признания автокефалии Украинской Церкви принадлежит Константинопольскому Патриарху.
Но, с другой стороны, Патриарх всегда обуславливал провозглашение Украинской Церкви автокефальной и признание этого факта рядом условий. Одним из условий было обращение государственной власти — что государственная власть не против того, чтобы в Украине была своя автокефальная Церковь. Также одним из условий было объединение разделенной Украинской Церкви в единую Церковь.
Но за прошедшее 20 лет ясно видно, что, во-первых, государство неоднократно обращалось ко Вселенскому Патриарху. И Украинские Церкви обращались ко Вселенскому Патриарху с просьбой признать Украинскую Церковь автокефальной. Также очевидно, что процесс объединения Украинской Церкви и процесс признания ее автокефалии взаимозависимы, но в обратном порядке. То есть, признание Украинской Церкви как автокефальной приведет к объединению Украинской Церкви, в то время как отсутствие такого признания как раз и является одной из причин разделения. Поэтому сложно выполнить то условие, в котором причина и следствие поменялись местами.
Наши три попытки объединиться с УАПЦ потерпели неудачу именно из-за того, что постоянно в этот процесс вмешивались силы, незаинтересованные в создании автокефальной Украинской Церкви ‑ единой, поместной, признанной. И со стороны руководства УАПЦ постоянно выдвигались такие условия объединения, которые были, очевидно, неприемлемы. И, судя по религиозной ситуации, которая есть сейчас в Украине, мы пришли к мнению, что проводить дальнейшие переговоры с руководством УАПЦ об объединении нет никакого смысла, так как это руководство не настроено на объединение. Это доказала безуспешность трех попыток прийти к этому объединению, а также то, что, по сути, каким-то кардинальным образом этот процесс объединения с УАПЦ ситуацию не изменит, так как главное разделение в украинском Православии проходит по линии между Московским и Киевским патриархатами.
Очевидно, что Москва всячески препятствовала и препятствует как нашим контактам с Константинопольским патриархатом и другими поместными Церквами, так и нашим контактам с УПЦ Московского патриархата на предмет создания в Украине единой поместной православной Церкви. Но, тем не менее, слава Богу, что не все в этом мире зависит от воли Московского патриархата, и все-таки постепенно процесс сближения между Украинскими Церквями идет. То, что было 15, 10 или даже 5 лет тому назад, становится неактуальным. Все больше и больше растет в УПЦ МП понимание того, что самый лучший путь для Православия в Украине — это путь диалога и объединения в единую поместную православную Церковь, что позволит преодолеть то церковное разделение, которое существует сейчас.
Поэтому, по сути, ничего нового о возможности признания Константинопольским патриархатом автокефалии УПЦ сказано в интервью профессора Якименко не было. Константинопольский Патриарх свою позицию формулирует таким образом, он посылает такой мессидж, как сейчас говорят: дело Украинской Церкви в руках самой Украинской Церкви. То есть когда в Украине мы сделаем какие-то серьезные шаги к изменению той ситуации, которая есть сейчас, тогда и Константинопольский Патриарх будет готов сделать со своей стороны тоже какие-то шаги, потому что всем известно противостояние Константинопольского и Московского патриархатов.
- В чем суть этого противостояния?
- Московский патриархат постоянно пытается подвинуть Константинополь с его первенствующего места во Вселенском Православии. И, учитывая другие сложные обстоятельства бытия Константинопольского патриархата, совершенно очевидно, что Патриарх Варфоломей не хотел бы быть инициатором разрыва или обострения борьбы с Московским патриархатом. Соответственно, он вряд ли готов в нынешних условиях идти на такой разрыв ради ситуации в Украине, когда в самой Украине ситуация остается достаточно неопределенной.
В целом, ситуация развивается, на наш взгляд, позитивно, но ожидать каких-то серьезных изменений ее в ближайшем будущем оснований пока что нет.
- Не совсем понятна позиция Вселенского Патриарха относительно светской власти — почему предоставление автокефалии Украинской Церкви должно быть связано с обращением светской власти? Ведь Украина — светское государство. И в каноническом плане обращение государственной власти не должно было бы влиять на позицию Патриарха Варфоломея.
‑ Во-первых, если мы вспомним один очень важный документ — Томос о признании автокефалии Православной Церкви в Польше, изданный Вселенским патриархатом, - то там как раз предоставление автокефалии обуславливается каноническими правилами, которые говорят о том, что распределение церковных дел должно следовать за распределением дел мирских: если царской властью будет устроен город, то и церковное управление пусть последует этому, устроенному государством разделению.
Исходя из этого, как мне кажется, позиция Константинопольского Патриарха по поводу изъявления воли государства в этом вопросе диктуется тем, что Патриарх хочет иметь свидетельство: государство не против существования в Украине такой Церкви, оно не будет препятствовать деятельности такой Церкви, создание такой Церкви не противоречит государственным законам. И своим актом признания такой автокефалии Патриарх не нарушит ничего с точки зрения государственной власти.
Насколько я понимаю, именно этим диктуется пожелание Патриарха иметь свидетельство от государственной власти. Это чем-то сродни повелению апостола Павла относительно избрания епископов, что кандидату подобает иметь доброе свидетельство "и от внешних". Это не решающий фактор при избрании епископа, но желательно, чтобы он и вне церковной среды также имел хорошее о себе свидетельство, чтобы его и среда вне Церкви также уважала. Я думаю, что здесь что-то подобное.