Пресс-служба УПЦ КП «Вряд ли трактовка 1025-летия Крещения Руси, предлагаемая Московской патриархией, подходит украинскому обществу»
"Портал-Credo.Ru": Депутаты Верховной Рады Украины выступили с инициативой пригласить на празднование юбилея Крещения Киевской Руси на правительственном уровне Папу Франциска и Вселенского Патриарха Варфоломея. Как Вы можете прокомментировать это предложение? Насколько реально получить на него согласие приглашаемых?
Архиепископ Евстратий: Я думаю, что это скорее общественно-политическая инициатива и способ обратить внимание власти на позицию той части общества, которую представляют депутаты, подавшие проект постановления Верховной Рады – это всего лишь на данный момент проект, то есть он не принят, и перспектива его принятия не совсем понятна. В качестве документа, насколько я вижу, он вряд ли будет принят.
Насколько реально то, что такое приглашение будет сделано? Я думаю, что в отношении главы Римско-Католической Церкви вряд ли возможно направление приглашения для участия в праздновании 1025-летия Крещения Киевской Руси – по целому ряду причин. Начиная с того, что Папа еще ни одного заграничного визита не совершал. И вряд ли Украина будет в числе первых стран, которые он как глава Католической Церкви посетит с визитом. Есть множество стран, в которых Католическая Церковь является гораздо более распространенной и влиятельной в жизни государства и общества, чем Украина.
Очевидно, что визит Папы Римского в Украину, когда он состоится, вряд ли будет иметь исключительно празднично-протокольный характер, учитывая как роль и значение главы Римско-Католической Церкви в современном мире, так и комплекс существующих вопросовво взаимоотношениях между православными, греко-католиками и римо-католиками в Украине.
Мы помним о том, как сложно, и в информационном плане достаточно напряженно, готовился визит Папы Иоанна Павла II в 2001 году, так что вряд ли 1025-летие Крещения Киевской Руси является тем поводом, по которому Папа Франциск посетит Украину.
Что касается приглашения Патриарху Варфоломею, то здесь ситуация кардинально отличается от ситуации с приглашением Папе Франциску, так как Крещение Киевской Руси – это событие, которое имело непосредственное отношение к Константинопольскому патриархату. Именно от этой Церкви была крещена Киевская Русь, была принята иерархия. Именно в составе Константинопольского патриархата Киевская митрополия существовала на правах широкой автономии на протяжении 700 лет, так что, по сути, это его праздник. И он был бы вполне уместен на праздновании этого события. По моему мнению, первое место среди иностранных гостей по праву принадлежит Патриарху Варфоломею.
У нас уже накоплен опыт празднований церковных событий на государственном уровне – это 2000-летие Рождества Христова, 950-летие Киево-Печерской лавры, 1020-летие Крещения Руси и 1000-летие основания Софийского собора. Принимая во внимание все эти примеры, я думаю, что приглашение, скорее всего, будет направлено не только Патриарху Варфоломею, но и главам других поместных Православных Церквей. Насколько они все откликнутся и смогут ли принять участие в этих празднованиях, конечно, сейчас сказать сложно. Но то, что украинское государство должно пригласить Патриарха Варфоломея на эти празднования, я думаю, вполне логичная мысль. И независимо от того, будет ли принято это постановление, о котором мы говорим, или не будет, выскажутся депутаты за или против, я думаю, что со стороны государства такое приглашение было бы логично и правильно направить Патриарху Варфоломею.
– Можно ли рассматривать приглашение Патриарха Варфоломея как сделанное в пику Патриарху Кириллу, который Московским патриархатом воспринимался как главная фигура на этом празднике?
– Я не думаю, что празднование нужно рассматривать как некую демонстрацию против. Празднование Крещения Киевской Руси – и для таких событий это логично – должно носить позитивный характер утверждения, а не отрицания. Естественно, что Патриарх Кирилл видит это празднование, как мы можем заключить из его публичных выступлений, как празднование "сохраненного церковного единства трех народов", как празднование вокруг "единой купели", как празднование, которое должно показать, что вот, несмотря на все сложные процессы на протяжении последних 25 лет, РПЦ МП во главе с ним, Патриархом Кириллом, сохранила свое единство, сохранила свою юрисдикцию на всем, так называемом, каноническом пространстве. Вот, очевидно, это тот сухой остаток, который хочет получить Патриарх Кирилл в результате этих празднований.
Очевидно также, что вряд ли такая трактовка 1025-летия подходит Украине и украинскому обществу. И поэтому роль Константинопольской Церкви и Патриарха Варфоломея, участие или неучастие его в тех или иных праздничных мероприятиях, и то, будет ли Патриарх, как первый среди иерархов православного мира, выступать, делать какие-то акценты в своих поздравлениях или заявлениях, – я думаю, это повлияет на то, какой будет иметь характер торжество. И какой общественный резонанс, какой результат будет получен в сумме этого празднования.
Очевидно, что Патриарх Кирилл хотел бы стать центральной фигурой этого празднования. Но самоочевиден исторический факт: Москва впервые упоминается в письменных источниках через 150 лет после Крещения Киевской Руси. И понятно, что вряд ли Москва и Московская Церковь могут быть тем центром, той основой, вокруг которой, в том числе и в информационном плане, должны проходить празднования 1025-летия Крещения Киевской Руси. Думаю, что в информационном плане, конечно же, будет происходить определенная дискуссия – будут разные трактовки самого празднования, тех событий, которые произойдут или не произойдут в рамках этого празднования, но, в целом, я думаю, что это празднование позволит нам лучше осмыслить роль и значение этого события, которое произошло уже больше тысячи лет назад, и то, какая ситуация сложилась сейчас.