"Господь Иисус Христос". Цикл бесед по основам веры епископа Василия (Родзянко)

Нелегко говорить о Христе. Сегодня мы посвящаем нашу беседу нашему Господу. Но, конечно, кто из нас достоин говорить о Нём? Кто из нас может приблизиться к Нему? Я думаю, никто.

И поэтому наша единственная надежда – что Он Сам Духом Своим Святым, как Он обещал это Своим ученикам после Своего воскресения и перед вознесением, поможет нам Его действительно почувствовать и осознать.

Нелегко говорить о Христе также и потому, что, начиная с начала прошлого века, многие люди дерзали говорить о Христе недостойно. Конечно, бывали противники Христа Спасителя с самого начала, и конечно, те, которые Его распяли.

Уже более 2000 лет ведётся такого рода борьба, ещё до пришествия Христова на землю, когда только подготовка к его пришествию чувствовалась — как будто заря до восхода солнца. Как бы, знаете, когда свет виден, и вот против этого света уже начала выступать тьма. Но тьма не объяла Его, как говорится в Евангелии от Иоанна — «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».

Этот свет, который просиял уже тогда, в ветхозаветных пророчествах, был свет Христов. И вот в этом свете мы, в то же самое время, оказываемся свидетелями тьмы, которая пытается этот свет закрыть от нас.

Некоторые ученые-историки последних веков пришли к совершенно неожиданному заключению, что Христа вообще не было. И это несмотря на то, что у нас имеются исторические данные, которые совершенно определенно говорят о личности Христа! Не только Евангелие, но и посторонние свидетельства. Их вы можете прочитать во многих книгах, я не буду сейчас занимать ваше внимание и отбирать слишком много времени всеми этими цитатами и перечислениями этих имён. Кроме одного имени – Альберта Швайцера.

Это человек, который, как мы знаем, посвятил себя служению ближним именно по Христову учению – он себя посвятил служению милосердия в Африке, и история его хорошо известна. Но в молодости он был пастырем, и остался им всю жизнь, но его главным его делом в молодые годы было написание сочинения, которое он назвал «Поиски Иисуса».

И в этой книге он дал облик Христа так, как он дан в Евангелии, но со всякого рода критическими научными и историческими объяснениями. И благодаря тем изысканиям, которые он провел во время своей работы, он пришёл к выводу, что понять Христа исторического невозможно без того, что открывается в Его личности, и что он назвал Эсхатологией.

Слово Эсхатология – греческое, и оно не Швайцером придумано. Это древнегреческое слово, которое давно уже употребляется для обозначения того, что в Священном Писании называется концом мира и жизнью будущего века, как это мы в нашем Символе веры пишем, и говорим, и вспоминаем.

Итак, для того, чтобы понять Христа и Его личность, и понять именно Его историю в контексте истории мира, как говорил Швайцер, мы должны понять и эту сторону Его учения, и эту сторону Его жизни, и эту сторону Его деятельности. Именно деятельности, потому что Он все время говорил о Царстве Божьем, и что это Царство Божие внутри вас есть, и что это Царство Божие есть царство мира иного, и что это Царство придёт в конце веков во всей своей полноте, эсхатологически. Нельзя понять Его личность без этого контекста.

Личность Христа известна нам из 4 Евангелий, и кроме того, из посланий Апостола Павла и других, вообще из Нового Завета, а также и из пророчеств – псалмов и пророческих книг Ветхого Завета.

Священные книги написаны авторами, многие из которых не знали друг друга, не видели друг друга! В частности, возьмём, например, даже Апостола Павла, который пришёл к своему апостольству после того, как Христос был распят, и, может быть, он Его физически даже никогда не видал. И, тем не менее, он тоже включился в эту мозаику.

Или пророки, или царь Давид, писавший псалмы, который тоже Его никогда не видал. И эти люди, писавшие в течение столетий – различные авторы, люди, которые, дали свои Евангелия и другие книги нашему миру — сокровищницы нашей литературы – каждый писал со своей точки зрения…

Они не сговаривались и даже иногда противоречили в мелочах друг другу (как писатели и даже журналисты, описывающие событие, всегда опишут его со своей точки зрения).

И вот что удивительно – это то, что получилась в результате эта мозаика, которая открывает нам Личность – Личность неповторимую, изумительную, цельную, мудрую, абсолютно здоровую. То есть, нет более здоровой личности, чем та Личность, Которая смотрит на нас со страниц Священного Писания – Иисус Христос.

И эта Личность настолько живая, что мы знаем очень много примеров из истории и в наше время, когда достаточно человеку в первый раз целиком прочитать Евангелие, и вдруг он видит живого Христа, который входит в его сердце, в его душу и переворачивает всю его жизнь, делает его совершенно новым человеком, и он становится убеждённым христианином.

Мы знаем это по себе – даже если мы выросли (что не со всяким, конечно бывает) как христиане, даже если нас крестили в раннем детстве, в младенчестве – и всё-таки, каждый из нас знает этот момент в своей жизни, когда Евангелие и евангельский Христос переворачивает нашу душу и меняет всю нашу жизнь. И такие примеры есть в самом Священном Писании.

Гонитель (как он описан в Деяниях Апостольских) Савл, который одобрял убиение первомученика Стефана и стерег одежды убийц, впоследствии обратился ко Христу – перевернула его всего личность Христа. И он сам это описывает в своих посланиях: когда он вдруг ослеп от света, который его озарил, он в этой встрече вдруг узнал эту Личность из Священного Писания, уже тогда существовавшего.

И пришёл этот человек в Дамаск, его привели, потому что он был слеп – ослепленный этим светом. И когда он по просьбе своей был крещён, то в этот момент слепота спала с него, и он стал этим изумительным апостолом, который по всему миру тогдашнему, по всему Средиземноморью в течение нескольких своих миссионерских путешествий распространил Евангелие Христово и Церковь Христову. Он действительно просветил людей, живших на этих землях.

И мы знаем из его посланий, как глубока была его богословская мысль, как глубока была его жизнь, как много сделал для него Христос, с Которым он оказался в живом общении — Христос, сошедший поначалу с этих страниц, с этой удивительной мозаики.



Россия в течение вот уже 1000 лет всю свою историю, культуру и в значительной степени свою письменность действительно посвятила вот этой Личности – личности Иисуса Христа. И личность Иисуса Христа, Которая действительно является такой, что Её нельзя просто не назвать Божественной, обожествила культуру России.

Множество храмов, множество икон, множество сказаний, песнопений, богослужений — у нас просто нет возможности перечислить то, чем Христос Спаситель обогатил нашу культуру и нашу историю. И тот бунт, который произошёл уже в наше время против Христа Спасителя, как это было в течение всей истории, как это было ещё при Его жизни – этот бунт только подтверждает эту силу Христа Спасителя.

Он Сам сказал о Себе, что Он – краеугольный камень, и кто упадёт на этот камень – разобьётся, а на кого он упадёт – того раздавит. И это действительно так и происходит: эта сильная, божественная, чудная и святая Личность вызывает либо удивительное почитание, любовь и признание (как у апостола Павла, у множества святых людей и наших современников), либо ненависть, которая ведёт Его на Голгофу, которая Его распинает, и это распятие продолжается и в истории, и даже в наше время.

Храмы, которые мы видим сейчас в таком огромном количестве – разрушенные, разбитые… Кресты – разломанные, снятые. Кресты – потому что они напоминают Христа. Потому что Христос Своим учением, Своей жизнью, Своей божественностью оказывается тем, кто мучает совесть человека. И чтобы совесть свою успокоить, человек начинает вот так ненавидеть и бороться, уничтожать.

Это иррациональное, эмоциональное состояние людей, которые не отдают себе даже отчета, что они делают. И им на смену теперь приходят люди, которые в глубоком покаянии говорят: что мы наделали! Что мы натворили? Мы бросили камнем в такую Личность, Которая так много может и сейчас для нас сделать: и нас спасти, и нашу страну вывести опять на светлый путь. Вот что такое Иисус Христос.

Его имя само имеет в себе глубочайшее значение, потому что по-еврейски Иешуа Мошиах (если это прочитать и произнести по-настоящему) означает «спаситель-помазанник». Спаситель, Который спасает (как это сказано в Евангелии): назовут его Иисус – потому что Он спасёт людей от грехов. Спаситель – потому что Он спасает нас от нашего зла, спасает нас от всего ужаса, в котором мы оказываемся без Него.

И этот Спаситель спасает нас благодатью Того, Кто Его как человека, как вочеловечившееся Слово Божье, помазывает божественностью, а именно – благодатью Духа Святого. Потому что Мошиах – это был помазанник, слово это значит в переводе на греческий язык «Христос», от слова Христо – помазывать, и по-русски это будет – помазанник, помазанник Божий.

В первый раз это было, когда произошло Крещение Господне, на Него сошёл Дух Святой в виде голубя. Голубь – символ кротости, мира, любви, святости. И было слово Отца Небесного: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

И второй раз это было в момент Преображения, когда Христос преобразился перед Своими учениками и показал им Свою славу – славу Небесную, чистую, святую, осиянную этим светом.

И вот этой божественностью Христос возводит нас в иной мир, открывает нам этот мир. И каждая икона оказывается как бы окном в иной мир. И вот это окно в иной мир мы часто уничтожаем, разрушаем, и вот видим, до чего мы дошли – превращаем их в черные доски.

А теперь вдруг наши глаза открываются, мы начинаем их восстанавливать, реставрировать, признаём за изумительное творения искусства, потому что мы видим в этом иной мир. И люди, которые изучают искусство, часто не отдают себе отчёт – почему они так дорожат теперь этими сокровищами: потому что это окно в иной мир – в ту Эсхатологию, которую Христос принес нам Своей Личностью, и которую так хорошо узнал такой ученый, как Швайцер, да и многие другие вместе с ним.

Итак, обратимся к Личности этой изумительной, спасающей и спасительной, любящей… К этой Личности, Которая Своей сострадательной любовью спасает каждого из нас, потому что мы чувствуем Его светлое око любящее, и мы с вами становимся тогда другими.

Вот пусть каждый из нас, каждый, кто сейчас слышит эти слова, пусть увидит лик Христов. Увидит его в своей собственной душе как образ Божий в себе, потому что Христос – это Человек, задуманный Богом, и мы, каждый из нас, задуманы тоже быть такими, как Христос.

Как сказал апостол Павел – «не живу уже я, но живёт во мне Христос». Пусть же в каждом из вас изобразится Христос.

 

За матеріалами