«Они были карманной церковью Сталина, а сейчас они карманная церковь Путина»

Портал-Credo.Ru": В Московской патриархии фактически произведена деканонизация 36 Новомучеников: в официальном календаре за прошлый год они были, а за этот – уже нет. Как бы Вы могли это прокомментировать?

Протоиерей Михаил Ардов: Это не такая уж и необычная ситуация. Я помню, как в 1960-е годы в католической Церкви были деканонизированы такие известные святые как великомученица Варвара и даже святитель Николай Мирликийский. То есть практика такая существует у экуменической части христиан.

Я вообще к этому акту прославления Новомучеников со стороны патриархии в 2000 году всегда относился с большим скептицизмом. Почему? Мне представляется, что это было сделано — и, в частности, прославление императорского семейства — с целью порабощения Зарубежной Церкви. Иначе наивные эмигранты не пошли бы под омофор московского Патриарха. И было сделано сразу с некоторыми странностями. Например, прославлено императорское семейство — слава тебе, Господи, — однако не прославлены верные слуги — люди, которые не предали своих господ и погибли вместе с ними. Если мы откроем святцы, то мы всегда увидим, что там написано: такие-то "и иже с ними". Почему этих людей, которые были верны до смерти, не прославили? Вопрос остается открытым.

- Подлинное прославление Новомучеников произошло в Зарубежной Церкви в 1981 г., а Московская патриархия как бы приняла их в свой список?

- Ничего подобного. В Зарубежной Церкви все они были прославлены. А патриархия не прославила, например, самого стойкого из катакомбников противника Сергия митрополита Иосифа (Петровых) Петроградского.

Я отношусь к патриархии как к детищу Сталина. И это в очередной раз подтвердилось. Я всегда говорю, что большевицкая партия была сатанинской пародией на Церковь со своими "мучениками", казнимыми еретиками вроде Троцкого и какого-нибудь Бухарина и так далее.

Но есть же и обратная связь — Сталин в 1943 году создавал Московскую патриархию по образу и подобию ВКП(б). И это все исторически подтверждается: как создавался их устав, кто его первым утверждал до этого, так называемого, собора. Но сейчас, когда вроде и ВКП(б) нет, Архиерейский Собор остается аналогом пленума ЦК, Синод — политбюро, а Патриарх — генерального секретаря. У них были Поместные соборы — это как съезды КПСС. И вспомним, сколько лет после XVIII съезда Сталин не собирал XIXсъезд ВКП(б). Так и сейчас они собираются ввести такую практику, что собирать Поместные соборы вообще необязательно. Отстранить мирян, монашествующих и клириков от управления — только члены ЦК – епископы будут все решать.

Что про них говорить… Грустно, страшно и стыдно.

- С точки зрения канонической, процесс деканонизации возможен?

- Я думаю, что может существовать что-то такое, когда канонизация произошла по каким-то ошибочным данным. Это все-таки происходит на земле, поэтому ошибки возможны, и в каких-то случаях, когда какие-то новые обстоятельства выясняются, соборно можно эти ошибки поправить. Но деканонизация четырех десятков прославленных святых — я думаю, что история христианства такого не знает.

- Какое значение такой акт может иметь для Церкви в целом?

- Поскольку я Московскую патриархию Церковью не считаю — я считаю Церковью только греков-старостильников, наши истинно-православные "осколки" и единомысленных с ними, — то никакого. Для меня это абсолютно ничего не значит. То же самое, как католики деканонизировали святую Варвару или святителя Николая. Что эти экуменисты вытворяют — Господь их будет судить. Но меня это совершенно не касается.

Ведь у нас храм святого царя-мученика Николая и всех Новомучеников Российских, поэтому только мы и празднуем истинную их память. Потому что если бы патриархия действительно почитала Новомучеников и Исповедников Российских, то она бы требовала осуждения этих бандитов, которые их убивали, требовала бы переименования улиц и так далее. А когда стоит Казанский собор, как бы восстановленный, а напротив его мавзолей Ленина и там Патриарх служит, или он служит в Кремле, отделенный только одной перегородкой от капища, где лежит самый главный гонитель христиан, самый главный преступник, то это выглядит как-то неискренне. Представим себе Константинополь или Рим в классическую эпоху, где бы стояли идолы, статуи императоров, которые прославились именно убийством христиан…

Они были карманной церковью Сталина, а сейчас они карманная церковь Путина.

Беседовал Владимир Ойвин,

За матеріалами