После смерти

В 1980 г. в Греции митрополитом Никопольским Мелетием он был рукоположен в диаконы и сразу в пресвитеры, после чего служил в Никопольской епархии до 1985 г. Затем был поставлен епархиальным проповедником в Патрской митрополии, где служит до сих пор.

В г. Патры его знают как образованного священнослужителя, автора богословских книг, пламенного проповедника, строгого постника и нестяжателя, а главное, любящего пастыря, все свое время посвящающего служению вверенной ему Христом пастве. Искренняя любовь и отеческая забота пастыря о каждом человеке, а также неуклонное следование проповедуемым принципам привлекают народ более, нежели блестящее ораторство и образованность, свидетельствуя о неложности его слова и подвижничества.

Архимандрит Василий (Бакояннис) известный православный писатель, его перу принадлежат более пятидесяти богословских книг, некоторые из них переведены на английский, итальянский, румынский, польский, арабский и индонезийский языки.

Книги отца Василия являются плодом его неустанных проповеднических трудов и размышлений над словом Божиим, православным Преданием и жизненными реалиями.

1. Наш немощный ум

Жизнь после смерти, вечность ― это не то, что можно увидеть, пощупать или услышать, с ней нельзя поговорить, она невидима и непостижима. Поэтому некоторые и отвергают ее или же просто не решаются ее принять. Однако они совершают серьезную ошибку, а именно ― доверяют своему умишке!

Но им следует знать, их ум ― не авторитет. Скольких вещей мы не знаем, и постоянно узнаем новые! Сколько раз мы сначала говорим, а потом отказываемся от своих слов! Как часто нас обманывают, даже люди нашего круга, как часто мы «попадаем впросак»!

Если бы наш ум был «авторитетом», могло бы все это случаться с нами? Ничего подобного! Наш ум (каким бы мощным он ни был) не может охватывать все и следить за всем. Есть факты и события, которые совершенно от него ускользают, о которых он даже и не помышляет. (Причем они могут происходить непосредственно за нашей спиной!)1

Однако наш ум не просто «мал», (и легко обманывается…), он еще сильно зависит от наших предубеждений, страстей, желаний и всего вообще образа, «стиля» нашей жизни, вследствие чего мы не можем мыслить свободно.

Если, например, ты любитель много и вкусно поесть, твой ум страстно отстаивает необходимость хорошей и обильной пищи. Если ты воздержан, он будет ратовать за пищу скромную и простую. А если из воздержного ты постепенно делаешься любителем поесть, то и твой ум меняет свою «тактику»!

Мало того, что наш ум имеет ограниченные возможности, мало того, что им управляют предубеждения, сюда примешивается еще и безумный эгоизм, который все, что бы мы ни подумали, apriori делает для нас абсолютно правильным, как бы подсказанным Богом. (Так что «и обухом не вышибешь». Нечто подобное мы видим даже у маленьких детей!).«Болезненное самолюбие является первым признаком душевной болезни, и имено потому, что человек самолюбив, он свои заблуждения считает истиной» (Мишель Ф., «История безумия в классическую эпоху»).

Итак, можно ли с таким умом совершать каждый раз в своей жизни правильный выбор, особенно в серьезных вещах? Различать, где истина, а где заблуждение? Сделать «открытие», что после смерти что-то существует, хотя бы только страшнейшие мучения?

Вспомните народную поговорку: «с проводниками-воронами приходим к падали», причем считаем ее достойной находкой.

2. Вечность ― это тайна!

Вечность! То, что не имеет конца, что никогда, вообще никогда не заканчивается! Действительно, это потрясающе! Мы это осознали? (И при помощи какого ума?!) Да и можно ли постигнуть непостижимое?!

Физически невозможно, чтобы немощной ум понял неохватность вечности! Это превышает его возможности! Он не может как следует изучить и понять устроение и жизнь пчелы, муравья, паука, ласточки и т.п., как же он проникнет в тайну жизни после смерти? Если он не может понять того, что мы видим перед собой и что можем пощупать, поймет ли невидимое и не доступное чувству осязания?

Даже если бы ум наш был всесильным и всеведущим, он все равно не мог бы постичь вечности. Потому что он, будучи по своей природе ограниченным, всегда инстинктивно в вечности устанавливает некоторый временной предел, конец. Однако вечность не имеет конца, иначе она перестала бы быть вечностью!2

Итак, как же вошло в жизнь человечества это не поддающееся логике вечное? Кто, в конце концов, был его великим первооткрывателем?

Проблема еще более усложняется, если учесть, что вера в бессмертие была у человечества еще за тысячи лет до Христа, причем даже у первобытных народов, когда человеческий ум был еще крайне неразвит!

Первобытные люди, например, верили, что умершие после смерти переходят в иной, бессмертный мир. Поэтому они клали мертвеца в гроб, который напоминал лодку ― символ того, что их усопший плывет к бессмертию (См. Е.О. James, The origins of religions, London, p. 68-87). Здесь возникает множество вопросов:
Как отважились первобытные люди сказать, что их мертвец (который вскоре должен был стать прахом!) переходит в вечность?
Почему они говорили, что он живет после смерти не сколько-то лет, десять, двадцать, даже сто, но вечно?
Но и животное, когда околеет, разлагается и превращается в прах. Однако они не говорили, что и животное после смерти переходит в вечность, имея в виду только человека! Почему?
На чем они основывались, веря в непостижимое для человеческого рассудка?

От кого-то они это услышали! Но от кого? От человека? Но бессмертие ― это понятие, превышающее человеческое понимание! Следовательно, они должны были услышать о нем от некоего «Существа», пребывающего выше и за пределами человеческого восприятия. Что же это за «Существо»? Ничто иное как бессмертный Бог!

Злоключения первых людей

Немецкий исследователь Фельдман после многолетних исследований пришел к выводу, что общее предание первобытных народов в отношении того, как появилось человечество, было таково: Первые люди были блаженными, они не болели и не знали смерти. Но по причине греха они отпали от Бога и из блаженных сделались несчастными. Труд ради насущного хлеба, болезни и смерть есть плод их греха. (ΙωήλΓιαννακόπουλου, ΗΠαλαιάΔιαθήκη, τ. Α’, σελ. 429). Как это похоже на историю Адама и Евы, о которой повествует Библия!

Известно, что история человечества началась в древней Месопотамии, потому что именно там Бог «насадил» первых обитателей земли, чтобы они жили бессмертно, вечно в прекрасном Раю. Так что прародители имели понятие о бессмертной и вечной жизни.

Они согрешили и были изгнаны из Рая, утратив вместе и великий дар бессмертия, данный им Богом. Какая потеря, какое горе! И как люди (получив такую рану) они никогда не забывали своей трагедии. Свое «горе» они рассказали своим детям, те ― своим и т.д. (и так это стало общим преданием древних народов, как сообщает Η. Feldmann).

Так идея вечности вошла в историю с самого начала (и потому существовала уже у древних народов). Иными словами, бессмертие не есть человеческое изобретение, оно является откровением и даром Бога Своему творению, человеку3.

Христиане «наследовали» понятие о вечном у Самого Бога, а откуда взяли его другие религии?

3. О душе

Жизнь после смерти имеет непосредственное отношение к существованию души, потому что именно она переходит в иную жизнь.

И если человек имеет душу, тогда после смерти его тело предается погребению, а душа отправляется в вечность и продолжает жить. А если он представляет собой одну материю, тогда его жизнь с необходимостью должна заканчиваться со смертью, как это происходит у животных.

Предположим, что человек не имеет души, что он одна только плоть, просто кусок мяса; Чего стоит тогда это мясо? Во что мы оценим его достоинство и какую цену дадим? Как за обезьяну?!

Один среднестатистический человек весом 65 кг. содержит следующие «полезные» вещества:

Воды: 45 кг.

Жиров: на два куска мыла

Угля: на 9 карандашей

Фосфора: на 2,2 спички

Магния: на одну дозу слабительного

Железа: на один гвоздь

Асбеста: на побелку одной стены в маленькой комнате…

Итак, кто будет интересоваться человеком с такими «ингредиентами»? Кто его искренне полюбит? Кто даст душу свою за него? Кто принесет себя в жертву за какой-то чурбан?

«Любовь к человечеству даже совсем немыслима, непонятна и совсем невозможна без совместной веры в бессмертие души человеческой», ― громогласно провозглашает великий Достоевский (Дневник писателя. 1876. Изд. 1895, с. 426). Вышесказанное очевидным образом подтвердилось в странах, где господствовал «материализм», атеизм. С какой легкостью эти «благодетели» человечества рубили людям головы…!

Существование души

Г. Уальд (Wald), лауреат Нобелевской премии по медицине и профессор Гарвардского Университета (официально заявлявший, что не верит в Бога) в 1983 г. на международной конференции в Майами (Флорида) заявил: «В человеке есть некий духовный элемент, который называется сознательным. Наука, как бы она не старалась, не может подтвердить ни его присутствие, ни отсутствие. Просто, если хочешь, веришь в него».

«Сознательным» этот известный профессор назвал то, что мы называем душой, указав на то, что наука здесь бесполезна. И он прав! Может ли степень веры в Бога (свойство души) быть определена в сердце при помощи ультразвука? Конечно же, нет! Потому что этот прибор увидит плоть, кости и кровь, но никогда ― веру в Бога. Неужели из этого следует, что душа (а не тело) не верит в Бога!?

«Эта духовная стихия (= душа) отличает человека от всех прочих существ и ставит его на вершину всего мироздания», ― заканчивает Уальд4.

Сущность души

Бог сотворил человека «по образу Своему» (Быт. 1, 27). Итак, человек, не внешне и телесно, но внутренне и по душе, есть образ, «список» Бога. Внутренний человек, его душа Это значит, что душа, как сотворенная «по образу Божию», имеет в себе «элементы» божественной ипостаси. Она похожа на Бога! (И потому всегда ищет Его, а иначе никогда не расстраивалась бы и не переживала, как не переживает обезьяна). Примеры:

Бог премудр. И образ Его, человеческая душа имеет в себе элементы Его премудрости. Доказательством этому служит тот факт, что человек ― единственное в природе существо, которое, начав жить в пещерах, обитает теперь в гигантских небоскребах. Начав «с нуля», он достиг поразительного успеха в науке и технике (Тогда как обезьяна…!).

Бог справедлив. И образ Его, наша душа по своей природе справедлива. Поэтому и самый несправедливый человек хочет, чтобы на земле была справедливость!

Бог человеколюбив. И образ Его, наша душа по своей природе милосердна. Поэтому самый ужасный злодей, если увидит кого-нибудь в жалком положении, покрытого ранами, проявит сострадание и даже может протянуть ему «руку помощи».

Бессмертие души

Одним из основных свойств Бога является Его бессмертие. И одним из основных признаков Его образа, т.е. нашей души, также является бессмертие, а отсюда и ее устремление к вечности, ностальгия, тоска по бессмертной жизни!

Поэтому подавляющее большинство людей верит, хотя бы и бессознательно, что «что-то» есть после смерти (пусть даже нелепая «реинкарнация»).

Потому и смерть не естественна для бессмертной души.

Поэтому никакой смертный не чувствует себя уютно, «нормально» на похоронах, рядом со смертью, но ощущает себя уязвленным и беспомощным!

И потому никто из смертных не желает смерти, какой бы ничтожной нее была его жизнь. Например, когда кто серьезно заболеет, он не говорит: «к счастью, я заболел и, наконец, помру и освобожусь от этой поганой жизни». Нет, он предпринимает все возможное, чтобы удержаться в этой жизни, даже если придется передвигаться в инвалидной коляске! «Жизнь, ― говорят, ― надокучила, а и к смерти не привыкнешь».

И даже если разум у больного «помутится», и он предпримет неудачную попытку покончить жизнь самоубийством, то как только придет в себя, сделает все возможное, чтобы сохранить свою жизнь! «Помогите! Помогите!» ― кричал некто, прыгнувший в колодец, чтобы утопиться, когда это у него не получилось.

Все это кричащие и вопиющие доказательства того, что в нас заключена бессмертная душа, стремящаяся к жизни без смерти, т.е. к бессмертной жизни, потому что наш творец ― бессмертный Бог!

4. Душа после смерти

Когда человек умирает, одна, низшая его составляющая (тело) «превращается» в бездушную материю и предается своему обладателю, матери-земле. А затем разлагается, становясь костями и прахом, пока не исчезнет совершенно (то, что происходит с бессловесными животными, пресмыкающимися, птицами и т.д.).

Но другая, высшая составляющая (душа), дававшая жизнь телу, та, что думала, творила, верила в Бога, не становится бездушным веществом. Она не исчезает, не рассеивается, как дым (потому что бессмертна), но переходит, обновленная, в иную жизнь.

Смерть ― возрождение души

Когда уезжаешь на дачу, на природу и проводишь там, но без радио, телевизора, мобильника и компьютера, хотя бы часа два-три, как очищается ум! Как изменяется душевное настроение!

А теперь представь, как изменится твоя душа, когда после смерти она совершенно освободится от тяжести, «гнета» тела, повседневности и мирской суеты!

Она возродится, приобретет иной, но и совершенно правильный образ мысли! Прежде всего, она будет правильно, беспристрастно, «свято» смотреть на жизнь, без посредничества плоти!

Только тогда, после смерти он поймет цену этой земной жизни, цену каждого ее мгновения!

Но что не менее важно, его душа вновь приобретет свои удивительные естественные свойства (знание, способность проникать в суть явлений, силу, рассуждение), дарованные ей Богом, но до смерти пребывавшие в сонном бездействии. Эти свойства в сочетании с Божественной благодатью, которую она получит по вселении в Царство Божие, будут составлять в ней «подобие Божие». И она будет несравненно более живой, чем была на земле, в «узилище» тела.

Она будет помнить, например, о людях и предметах, о которых не имела возможности помнить, пока была в теле, и следить за всеми их перемещениями. «То, что ты ищешь, находится в мешке пылесоса, посмотри туда и найдешь», ― сказала умершая свекровь (†2000) своей невестке г-же А.С., когда та искала дорогой ее памяти предмет. И она, действительно, нашла то, что потеряла, в указанном покойницей месте! Если бы свекровь была жива и помогала ее искать в доме, то, вероятно, не нашла бы тот предмет, или нашла не так легко. Но поскольку она умерла, ее душа тотчас обрела потерянное!

Со скоростью света

А может ли она одновременно следить за всем и за всеми? Наблюдать за теми, кто находится в Австралии, и в Греции, и в Америке, и в России?

«Меня не было здесь (т.е. в гробу), но я был в Константинополе, на погребении преподобного Иосифа Песнописца», ― оправдывалась душа великомученика Феодора Тирона (IV в.) перед одним христианином, который молился у его гроба и не получил ответа.

Это доказывает, что душа после смерти не может быть везде одновременно. Однако, освободившись от тяжести тела, она может перемещаться по всей земле, не встречая препятствия в пространстве. Она летает как молния, со скоростью света!

Мало того, она имеет возможность видеть одновременно многие лица и предметы (то, что в малой степени наблюдается и в реальной жизни). Но наблюдать за миллиардами людей и ангелов в каждый момент времени может только всемогущий Господь!

5. А ты откуда знаешь?

Существуют три верования относительно жизни после смерти:
Все заканчивается со смертью;
Душа перевоплощается в растения, или в животных, или в рыб, или человека (в соответствии с «кармой», со своей предшествующей жизнью), и потом снова перевоплощается, пока не достигнет совершенства, состояния «нирваны»;
Существует Рай и ад

Эти три варианта не могут существовать вместе, что-то одно из трех! Либо мы погружаемся в небытие, или наша душа воплощается в другом теле, либо она попадает в Рай или ад. И каждый должен выбрать одно из трех!
Естественно, что мы, христиане, верим не в небытие, и не в перевоплощение, но только в существование Рая и ада. И знаем, что это соответствует действительности, потому что вера наша ― не человеческое изобретение или открытие, но дар и откровение человеку Самого Бога.

Иными словами, для нас, христиан после смерти существует не просто неопределенное, абстрактное бессмертие, но нечто более конкретное — рай и ад!

Т.е. как только ты умрешь, твоя душа, соответственно с твоими делами, хочешь ты этого, или нет, окажется либо в аду, либо в раю! Это ты увидишь своими собственными глазами, когда умрешь (только наберись терпения…)

Пока ты живешь, все это тебе незнакомо, является загадкой, тайной, потому ты и не можешь это принять. И говоришь: здесь рай, здесь и ад.

Так вот, я тебя и спрашиваю, а ты откуда знаешь?

«Не знал? А ты спросил?»

Тебе дают, к примеру, какую-нибудь еду, в которую положен смертоносный яд, но ты об этом не знаешь. Ешь и умираешь от отравления. Неведение не спасло тебя!

Ты тяжело болен, находишься при смерти. Но тебе говорят, что у тебя все хорошо, и ты проживешь еще много лет. И ты строишь планы на будущее, куда поедешь, что будешь делать, но вскоре умираешь! Неведение не спасло тебя! Возможно, и ты не имеешь понятия о том, что будет после смерти, но это неведение не спасает тебя. «Не знал? А ты спросил?»

Умирал ли ты?

Итак, откуда ты знаешь, что все кончается здесь? Умер и это увидел? У тебя есть опыт умершего? Но если ты не умер, значит, не видел, а если не видел, значит, не знаешь, и если не знаешь, то почему говоришь с уверенностью? Как ты дерзаешь утверждать, что здесь рай и здесь ад?

Скажешь ― а ты умер и видел? Конечно, не умер. Следовательно, ни я не знаю, ни ты. То есть на основе холодной логики мы не можем точно знать, что происходит после смерти. Может есть мучения, а может и нет. Какова вероятность того, что мучения существуют, такова же ― что их нет. Следовательно, мучения могут существовать!

Итак, где тебе найти ответ? Но не просто ответ, (который бы тебя устраивал…), а правильный ответ, (который тебе, возможно, неприятен!). Представь, что ты пришел к выводу, что здесь все заканчивается, умер, и как кирпич на голову…! Что тогда?

Приди к источнику истины

Мудрый философ Сократ сказал: «не столько должны мы заботиться о том, что скажет о нас большинство, сколько о том, что скажет о нас тот, кто понимает, что справедливо и что несправедливо» (Диалог Платона «Критон»). Кто же здесь знающий и компетентный, чтобы сказать нам, существуют ли после смерти Рай и мучения? Астрономия? География? Геометрия? Зоология? Психиатрия? Ботаника? Но с какой стати? Ведь их предмет не имеет никакого отношения к жизни после смерти.

Без многих слов, единственно компетентной в этом вопросе является Церковь. И как по вопросам, касающимся астрономии, ты спрашиваешь астронома, по вопросам, имеющим отношение к медицине ― врача, по историческим проблемам ― историка, так и в отношении вечной жизни тебе следует обращаться в «компетентную инстанцию» (в Церковь). В противном случае ты действуешь неправильно, неразумно. Как если бы у тебя болели глаза, а ты, вместо того, чтобы пойти к офтальмологу, идешь к ветеринару…!

А Церковь высказывается по этому вопросу очень ясно. Она учит, что после смерти существует не просто «что-то», но рай и ад. Об этом говорит Сам Христос (Мф. 25, 34–42 и др.). Неужели ты скажешь, что Христос… лжет?!

Итак, ты веришь, что здесь рай и ад? Но как ты пришел к такой вере? Может, ты внимательно изучил положения Церкви, ее аргументы? А если нет, то как ты дерзаешь утверждать то, о чем не потрудился узнать? Как?

Итак, если хочешь узнать, что будет после твоей смерти, прибегни к источникам. Если только ты не боишься узнать истину…5

6. Пришел ли кто оттуда?

― А вернулся кто-нибудь, спрашиваешь, с того света, чтобы рассказать нам, что там происходит, чтобы мы поверили?

― Но если мы тебе скажем, что вернулся, и не один, а многие, причем даже неверующие (!), ты поверишь?

Именно так! Благой Бог исполняет и такое твое желание. Он присылает по временам на землю умерших людей, причем даже бывших неверующими, чтобы они сказали тебе (не веровавшие!), что рай и ад это не сказки…

Свидетельства

1.Стелий Миловас, живущий в Афинах, ранее не верил ни в Бога, ни в рай, ни в мучения. И погиб в дорожной аварии! Его душа, покинув тело, оказалась в горнем мире, где он соприкоснулся с раем и … страшнейшими мучениями. Он испытал величайшее потрясение!

Но Христос, господин жизни и смерти вернул его к жизни, и сегодня он живет среди нас. Уже не как неверующий, но как верный православный христианин. (В мае 1995 г. он «вышел» даже на ΜegaChanell6 и всенародно поведал свой потрясающий опыт).

2. Другой неверующий, из России (пожелавший остаться неизвестным), тоже абсолютно ни во что не верил, ни в рай, ни в ад, и умер. Он тоже увидел то, во что не верил! Рай и мучения! Получил хороший урок! Но Христос снова вернул его к жизни…! И из безбожника он сделался монахом…!

3. Другой безбожник, серб по имени Душан, испытал подобный потрясающий опыт. Его душа вышла из тела и попала в иной мир. Он тоже увидел то, во что не верил ― рай и ад. Он был поражен, потрясен до глубины души. И как только вернулся к жизни, отрекся своих безбожных ― сумасшедших ― идей. Он тоже стал не только христианином, но и монахом (с именем Стефан), и подвизался на Святой Горе, причем где? ― в труднодоступных Карулях (он отошел ко Господу в 2004 г.).

Обратите внимание: все трое (безбожники) оказались в ином мире, все трое видели одни и те же вещи и все трое покаялись! А что им оставалось делать? Могли ли они не каяться, пустить все на самотек? Они это видели и почувствовали на себе. Покаяние было для них единственным путем, путем без возвращения!!

Ты можешь, конечно, сказать, что у них были галлюцинации. А если не галлюцинации? Но ведь они были мертвыми! Ну ладно, пусть даже так. Но у всех троих? Хорошо, у троих. Однако галлюцинации не есть нечто ужасное, до оснований потрясающе человека. Они не оказывают на него такого воздействия, а если и оказывают, то малое. Здесь же мы видим стремительное развитие и коренное изменение ситуации, все ценности поменялись местами. Знаете ли вы кого-нибудь, кто от галлюцинаций стал другим человеком? Из безбожника сделался… монахом? Знаете7?

Так вот: то, что говорят безбожники, т.е. что они видели рай и ад, ― вне всякого сомнения! И если ты не веришь безбожникам, тогда кому веришь? Что получается, безбожникам не веришь, христианам не веришь, Христу не веришь, так кому же ты, в конце концов, веришь? … диаволу?

7. Препятствия ― страсти и грехи!

«Если не существуют мучения грешников, я не теряю ничего, напротив, приобретаю нынешнюю жизнь, потому что меня не гложет беспокойство о том, что будет после смерти, тогда как ты… Но если есть мучения, тогда я приобретаю и иную жизнь, а ты ее теряешь! ― сказал один православный священник (Евгений Вулгарис) французскому мыслителю Вольтеру.

Даже по чистой логике тебе выгодно поверить в существование мучений! Даже если вероятность их существования равнялась одному проценту, тебе следовало бы обеспокоиться и не подвергать опасности свою участь в вечности! Но ты остаешься при своих взглядах!

Тебе надо бы задуматься, что заставляет тебя не верить в существование вечных мучений, и исправить ситуацию.

Если ты будешь искренен, то увидишь, что препятствуют тебе в этом твои собственные грехи и страсти! Ты это понимаешь, но тебе не выгодно верить в воздаяние. И ты «хоронишь» этот вопрос и «успокаиваешься». Иными словами, если бы ты был чистым, у тебя не было бы с этим проблемы. И какие могут быть проблемы? «У кого совесть чиста ― тому нечего бояться».

Чистая жизнь

«Души людей, ― говорит чистейший авва Исаака Сирин, ― пока осквернены грехом и омрачены страстями, пребывают в слепоте. Когда же они очистятся покаянием, тогда начинают видеть духовный мир. Пример ― преподобный Антоний Великий: он видел, как душа преподобного Аммуна со славой восходит на небо! А преподобный Антоний находился в тринадцати днях пути от кельи св. Аммуна!» (Подвижнические слова, 17).

Как мы телесными очами видим этот материальный мир, так и очищенные подвигом люди своими духовными очами видят духовный мир! И жизнь вечную!

Об этом свидетельствует и очистивший свою душу св. Симеон Новый Богослов. Он говорит нам из своего опыта: «Когда кто сидит в темнице, он не видит ничего снаружи. Когда же он будет освобожден из темницы и выйдет на солнечный свет, тогда видит все. Так и мы находимся в темнице страстей, во тьме. И потому мы не имеем понятия о вечной жизни. А когда выйдем из тьмы и придем во свет Христов, тогда с этим светом мы понимаем, что такое вечная жизнь» (Слова нравственные, 1).

Итак, если кто находится во тьме грехов и страстей, пусть возьмут себе в учителя тех, которые вышли из этой тьмы, тех, которые озарились Светом и узрели вечную Жизнь. Неучи пусть учатся у образованных, не имеющие опыта ― у тех, кто его имеет.

Давайте не будем искать самостоятельно в глубокой тьме…!

1 Когда же подобные факты доходят до наших ушей, мы либо считаем их порождением воображения и отметаем, либо отодвигаем ум в сторону и принимаем их на веру. Мы верим в них! Пусть даже мы не увидели что-либо собственными глазами. Достаточно того, что услышали.

Итак, если и в повседневных вещах нам нужна вера, то насколько нужнее она там, где эти факты и события выходят за рамки повседневности, когда они имеют отношение к иной жизни! Где как не здесь нам требуется вера?!

2 Вообразите себе, что мы осознали бы вечность страшных мучений, мы бы это выдержали? Или это погрузило бы нас в мрачное отчаяние? То, что мы не в состоянии осознать всю их силу, всю их трагичность в реальности, является делом Божественного Промышления! Просто мы понимаем их, благодаря Промыслу, лишь в той мере, в какой можем перенести, чтобы иметь возможность подвизаться ради своего спасения!

3 В неподдающуюся логике вечность в ее понимании как жизнь после смерти верят не только христиане, но и последователи других религий. Но откуда они взяли эту идею? Они «украли» его у Бога христиан! И притом исказили, либо в перевоплощение, либо в нирвану, либо в гору плова

4 То, что тогда (1983 г.) отмечал нобелевский лауреат Уальд, подтверждается сегодня (2009 г.) наукой даже на технологическом уровне. Русские ученые из Института Мозга РАН при помощи современных компьютерных технологий обнаружили, что в нашем мозгу заложен некий механизм (совесть!), который, когда мы ошибаемся, «бьет в колокол». «Даже если кто-нибудь просто собирается намеренно сказать неправду, пока он этого еще не сделал, его мозг заранее начинает протестовать. Это тот самый момент, когда человека начинает обличать совесть», ― сказал Максим Киреев, один из членов научной группы, проводившей исследование (По материалам сайта www.pravda.ru).

5 Некоторые не желают проходить медицинское исследование, потому что не хотят узнать истину (они ее боятся!). Но это совершенно неразумно. Потому что, если что-нибудь случится со здоровьем, рано или поздно это обнаружится, но тогда может быть уже слишком поздно! Останется лишь сожаление: «задним умом крепок».

Подобной логикой руководствуются некоторые и в крайне важных вопросах, касающихся их вечного спасения! Они не желают знать, существуют ли после смерти рай и ад! Потому что боятся истины! Однако, желая того, или не желая, после своей смерти они столкнутся лицом к лицу с грубой действительностью. Но тогда будет уже поздно…!

6 ΜegaChanell ― самый популярный телеканал Греции, прим. И.Л.

7 У нас есть и сторонники теории перевоплощения, которые говорят, что после смерти душа перевоплощается, т.е. «входит» в ослов, свиней, черепах, мышей и т.п. Однако, когда те трое безбожников (и не только они) умерли, их душа не перевоплотилась, но оказалась перед суровой реальностью страшнейших мучений! Это урок для некоторых…
Брань со страстями
О том, как подобает исповедоваться грешнику
Об основах духовной жизни, современных авторах и монашеских традициях
Допустимо ли монахам переходить из монастыря в монастырь?
Паисий Дионисиатский: Если любой поступок ближнего вызывает у нас раздражение – значит что-то идет не так

За матеріалами